Получить консультацию
Данные будут использованы только для связи с Вами.
Бирюзовая организация: Интервью с основателем 3DaVinci



Головина Елена, 8 июня 2017
Почему 3DaVinci пока не полностью бирюзовая компания и что ей для этого нужно.
Бирюзовая компания или «организация будущего» — то, куда стремится студия 3DaVinci. Почему это важно, какие принципы и эволюционная цель есть у компании и что ценят в сотрудниках — обо всем этом поговорили с руководителем проектов и основателем 3DaVinci Артёмом Старченко.
Руководитель проектов и основатель компании 3DaVinci
Компания 3DaVinci с 2008 года удаленно работает в сфере интернет-решений для бизнеса. За это время она запустила более 200 проектов самого разного масштаба: от небольших сайтов и интернет-магазинов до отраслевых порталов. Кроме того, компания разработала Платформу В2В Движение — первый и важный продукт для оптовых продаж через интернет.
http://b2bmotion.ru/
Артем, можешь ли ты назвать 3DaVinci полностью бирюзовой компанией?
Пока мы не полностью бирюзовая организация. Сейчас мы преодолеваем болезнь зеленой и находимся на пути к бирюзовой стадии. IT-студии или стартапы зачастую уже работают в формате зеленой компании, т.е. в формате семьи — у них есть неформальный лидер, а остальные — члены семьи, о которых он заботится, мнение каждого учитывается. Такие компании наконец-то находят цели за пределами бизнеса. Это необходимое условие и зачастую достаточное для зеленой организации. Вторая часть условия — все сотрудники должны разделять эту идею. В 3DaVinci такой идеей стал формат удаленной работы и человечное отношение друг к другу: без бюрократии и других сложных процедур.
Пять стадий организаций
Фредерик Лалу выделил семь стадий, через которые прошли организации во всем мире. Пять последних существуют до сих пор: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая.
Фото: www.mann-ivanov-ferber.ru
А чего не хватает, чтобы стать бирюзовой?
Мы сейчас преодолеваем тот момент, что я для всех — папа, обо всех забочусь, знаю, как правильно, и всем рассказываю. Из этой болезни есть два выхода: скатиться обратно на оранжевую стадию и начать заново внедрять разные правила, регламенты, процедуры, KPI и т.д. Но тогда теряется человечность, появляется измеримость, меритократия, и уходят те, для которых важны цели, которые цифрами не обозначишь. Второй путь описан в книге «Человек решающий». Нужно позволить сотрудникам самим принимать решение, зажмуриться и отпустить детей, превратить их во взрослых и относиться к ним соответственно. Нужно дать людям возможность делать то, что они считают правильным, исходя из чувства внутренней правоты, свободы и ответственности. То есть мы станем настоящей бирюзовой компанией, когда каждый сотрудник будет реально принимать решения и нести за них ответственность, и когда решения сотрудников будут удивлять положительно или отрицательно, но я буду полностью готов их принять. У нас было псевдосамоуправление. Я всех слушал, оценивал, интересовался точкой зрения, но решение в конце принимал самостоятельно. Сейчас все с точностью наоборот. Я могу высказывать свое мнение, и оно может быть категоричным, но конечное решение принимает сам сотрудник.


Не страшно было внедрить такое новшество?
С одной стороны, очень страшно, с другой — возникло ощущение полета. Ощущение, что ты с высокой горы прыгнул с парашюта. Но сначала, конечно, было ужасно страшно, потому что ты вложил в компанию 10 лет. Но сейчас у нас появился серьезный продукт, есть возможность выйти на другие масштабы, мы уже работаем с очень крупными компаниями, и нужно двигаться дальше. Но это дальше — это не шаг назад в сторону оранжевой организации, потому что там нет того, ради чего я создавал этот бизнес. Но и в зеленой этого тоже нет. Там мы ограничены масштабами семьи. В бирюзовой стадии у нас нет ограничений, кроме чувства страха.


А вообще ты боишься ошибок?
Вообще боюсь, но вместе с этим страхом, как значок «инь-ян» приходит вторая часть — вдохновение. Без страха нет перехода на следующий этап. Даже если будут серьезные ошибки, даже если мы всё потеряем, будет что-то, что не потеряешь никогда, — ощущение, что ты людям дал возможность поступать по-человечески и принимать решения, достойные человека.
Фото: designspiration.net
Это очень важное и смелое решение! А какие главные принципы есть у компании?
Честность. Мы честные и по отношению к нашим сотрудникам, и к нашим партнерам, и к нашим конкурентам. Мы не врем. Если мы сказали о чем-то, что не соответствует реальности, значит, мы ошиблись и должны будем это признать.


В 3DaVinci зарплаты всех сотрудников открыты. Почему это так важно?
Открыть зарплату сотрудников больше всего боятся предприниматели в России. Я встречал компании, которым нужен только один шаг, чтобы превратиться в зеленую организацию, и полтора — в бирюзовую — открыть доступ к финансам. Я считаю что этот шаг просто необходим. Почему? Формат семьи может существовать, когда папа и мама знают бюджет, а дети нет, им просто говорят, поступайте так, у нас денег мало, это мы не можем сделать. А ребенок не знает, откуда берутся деньги, на что тратятся, а может, можно где-то сэкономить и т.д. Чтобы дети превратились во взрослых людей, они должны научиться принимать серьезные финансовые решения. Для этого они должны видеть не просто зарплаты друг друга, но и все доходные и расходные части с любой степенью детализации, которая им нужна. Только после того, как эта информация будет доступна, сотрудник сможет принимать взвешенное решение.


А что главное в тех людях, которых нанимает компания?
Самое главное — умение подняться над своим эго. Человек должен быть честен в любых обстоятельствах. К примеру, у нас есть сотрудник, который может сказать: «Ребят, я два дня ничего не делал, играл в Overwatch, но сегодня буду заниматься проектом». Еще у сотрудника должны гореть глаза, он должен быть увлечен какой-то идеей, которая ведет его в сторону личного развития.
Мы создаем пространство, максимально наполненное творчеством, с большим количеством возможностей, где каждый может проявить свой потенциал и при этом закрыть все свои денежные вопросы.
Как ты думаешь, есть ли минусы такого стиля управления?
У компании должна быть очень важная цель, ради которой хочется жить. Это должна быть цель всей компании, и все сотрудники должны вырасти. Т.е. минусы следующие — внедрение и развитие бирюзовой организации может быть очень долгим.


А есть ли у компании эволюционная цель?
Это самый сложный вопрос, потому что это цель всей компании. Она должна решать все задачи: и потребности всех сотрудников, и вот ее надо распознать, а не выдумать. Как я ее для себя сейчас чувствую — она у меня выражается в слове свобода: свобода от всех ограничений, ранее созданных моделей, бюрократии, нужды, сковывающих творчество установок. Эволюционная цель 3DaVinci — создать такое пространство, где люди смогут поступать исходя из своего чувства свободы и совести. Мы создаем пространство, максимально наполненное творчеством, с большим количеством возможностей, где каждый может проявить свой потенциал и при этом закрыть все свои денежные вопросы.


Получается что эволюционная цель больше связана с атмосферой в компании, чем с самим продуктом, который разработала компания?
Верно, у нас сегодня может быть один продукт, завтра другой. Самое главное — это атмосфера свободы. Это не абстрактная идея. Наша задача создать пространство, где люди будут делать то, что любят, и любить то, что делают. А продукт — это всего лишь средство.
Елена Головина
Редактор

Поделиться статьей

Читать дальше